Я рада приветствовать всех друзей и гостей моего блога!
Сегодня мы продолжим разговор о применении «театральной
технологии» на уроках образовательной области «Искусство».
Театральная педагогика в общеобразовательной школе, разумеется
опирается на игру. Однако, игра здесь - условие необходимое, но не достаточное.
Когда мы говорим о театральной педагогике, то, во-первых, имеем в виду игру
с образами.
Поясню на элементарном примере. Есть игра “в салочки” - сама по
себе она никакого отношения к театральной педагогике не имеет, но мы можем
превратить ее в игру театральную, например, в игру “волшебные палочки”. Как вы
спросите? Очень просто. В руках у каждого салящего воображаемая волшебная
палочка. Дотрагиваясь ей до осаленного он волен превратить его в кого-то.
Например, в дирижера, музыкальные инструменты, персонажа из
музыкального произведения и т. д. – и осаленный будет двигаться, жить и
действовать как то, во что его превратили, и постарается принять его форму, его
характер, его логику действий. А также постарается представить себе и воплотить
целостный образ этого персонажа.
Однако игра с образом - не обязательно роль. А также можно послушать музыку и перевести
музыкальный образ в изобразительный или выразить его в танце. И это тоже будет
игра с образом.
Наличие ролевой установки - второе условие существования “театральной игры” и “театральной педагогики”.
Можно реализовать ролевую установку на уроке иначе, например, через
мотивацию деятельности. Возьмем, к
примеру, ситуацию из художественного фильма “Фараон” и поставим перед каждым
учеником ту задачу, которая стоит перед главным героем фильма. Каждый ученик -
древнеегипетский архитектор. Он знает систему защиты гробниц, которая
использовалась до построения пирамиды Хеопса (ребенку выдается справочный текст
с рисунками). Он (ребенок - древнеегипетский архитектор) должен определить
слабые стороны этой защиты и выдумать более надежную конструкцию.
Если он сможет выполнить
задание - получит награду (в виде оценки или иначе - как придумает учитель), а
если он не выполнит задание - попадет в долгое рабство (например, должен будет
дома выполнить какое-то дополнительное задание). В этом случае ребенку не надо
одевать на себя хитон и цепи, не надо пользоваться для рисования палочками и
папирусами. Его ролевая установка не будет развертываться актерскими
средствами, но станет основной мотивацией его творческой деятельности.
И еще одно условие - “театральная педагогика” организует урок по законам искусства, а не по законам обычной игры.
Ведь игра, по определению психологов - непродуктивная и не направленная
деятельность, не имеющая пространственно-временных границ. Иное дело - игра театральная. Это осознанный творческий
процесс, направленный на создание конечного творческого продукта, имеющий
четкие пространственно-временные границы.
В результате каждого урока класс
- творческий коллектив - достигает совершенно определенного результата,
закрепленного в художественном образе.
В приведенном нами выше примере создается выставка проектов
“древнеегипетских” пирамид. С равным успехом при использовании этой технологии,
урок любого предмета может закончится танцем преобразующихся галактик,
сборником автобиографических повестей “из жизни букашек”, выступлением шумового
оркестра сталелитейного цеха и так далее и тому подобное.
Выше перечисленные принципы и позволяют называть данную методику “театральной педагогикой”: создание целостного образа на основе игрового действия, ролевой установки, в процессе коллективного творчества, организованного по законам искусства с привлечением возможностей всех видов искусства.
Естественно, основные приемы “театральной педагогики” были открыты в недрах первобытной культуры. Ведь древние, как мы уже говорили, не знали иного способа познания мира кроме целостного и образного. Что же это за приемы?
- Активные действенные формы подачи и усвоения материала (та же игра),
- Сюрпризность в подаче материала. Сюрпризность способствует формированию
положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности
восприятия.
- Эмоциональная значимость материала для ученика и учителя.
- Сюжетное
построение урока.
- Ролевая
игра.
- Целостное
включение личности.
- Раскрытие
темы через целостный образ.
- Ориентация
на коллективное творчество.
- Ориентация
на достижение конечного творческого результата.
Все выше сказанное мы можем применить на современном уроке музыки в теме «Музыкальный образ».
Во-первых - настроим ухо – концентрируем внимание.
1.
Поймай мой хлопок (одновременно делаем с преподавателем);
2. Хлопки эхо
(раз, раз – увеличивая темп);
3. Тоже самое
делаем закрытыми глазами, но уже хлопки чередуем с щелчками, хлопками по
коленкам, топотом, щелчками языком, свистом. Мяуканьем, гавканьем, поцелуями.
Учитель показывает – дети повторяют закрытыми глазами.
Почему закрытыми глазами? Концентрируется звук.
Во-вторых - настройка
на звуковую волну. Задача настроить на творческий процесс.
Музыка души. Попробуем быть звуком, который звучит у вас в душе, эта та
музыка, которую вы бы сочинили, если бы были композитором. А сочинять это
произведение будем коллективно: один начинает петь руками, будет показывать до
тех пор, пока не понял его замысел другой человек, который будет продолжать
сочинять это произведение и так по очереди.
Нельзя танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д. показывать
только руками. (Понимание человека идет через его темперамент).
В-третьих - настраиваемся ухо на то, чтобы услышать
звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра, и для его значения в
характере музыкального произведения (звучит музыкальное произведение).
Каждый по очереди берет тот музыкальный инструмент, который еще не задействован
в произведении, чтобы передать его характер звучания в музыке, а дальше можно и
подключить остальные инструменты оркестра и получится, что ученики имитируют
игру симфонического или другого оркестра.
В-четвертых - целостное восприятие музыкального произведения.
1. Построить киноленту, то кино, которое никогда не видели и не
читали: в этом фильме сценарием будет то, о чем они представили, слушая это
произведение (запрещено говорить о музыкальных инструментах, игру на них
описывать, танцующих людей, поющих людей, дирижера).
Сценарий составляется коллективно после прослушивания музыкального
произведения, где учитывается образное видение всех участников этого проекта. И
когда они приходят к единому мнению, принимается окончательный вариант сценария.
2. Дает название этой киноленте каждый человек.
Все слушают и вместе выбирают лучшее название.
Слушают сценарий, который они создали коллегиально, и подбирают
подходящее название.
3. Главный кадр. Название четко сформулировано. В группе,
которая участвует в проекте, рассказывают основной смысл-образ, который услышали
в музыкальном произведении. Выбирают главный кадр – фото-действие.
Из
всех участников создают фотографию (живую картину кадра) – то есть музыкальный
образ, выраженный в этом музыкальном произведении. Их представление кадра проходит под музыку.
Театральные методики так же могут оказать школе неоценимую
услугу, поскольку принятый в режиссуре метод действенного анализа –
универсальный инструмент, позволяющий организовать проблемно-поисковуюдеятельность на уроке.
Действенный анализ музыкальных произведений (или анализ действий
по другим заданиям), основывается на анализе логики действий, мотивации,
поведения субъекта в предлагаемых обстоятельствах, что позволяет применить этот
метод в любой области (учебного предмета) в образовательной деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий