Дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на своем блоге! Надеюсь, Вам он понравится и будет интересно!
Онлайн радио #radiobells_script_hash

понедельник, 8 мая 2023 г.

Функциональная грамотность на уроках музыки.

 


Я рада приветствовать всех друзей и гостей моего блога!
Сегодня мы поговорим с вами о функциональной грамотности на современных уроках музыки.
А начну я наш разговор с притчи.


«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», –сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

-Белый журавль моет голову» –это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.

-Бодхисаттва входит во дворец, –это значит, положи чай в чайник, –добавил второй.

-Струя греет чайник, –это значит, кипящей водой залей чайник, –подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

-Твой рассказ был лучшим, –похвалил учитель последнего ученика. –Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

-Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, –заметил кто-то.

-Практические дела всегда говорят громче, чем слова, –ответил учитель.

Притча «Чайная церемония» -о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»


«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”.

Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее.



На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Л. В. Школяр, при выявлении особенностей воздействия музыки на личность обучаемых, подчеркивает тот факт, что: «музыкальное искусство становится для ребенка жизнетворчеством, продолжением его жизненных смыслов и осуществляется как развитие фундаментальных человеческих способностей в гармонии – вижу, слышу, чувствую, думаю, действую (искусство слышать, искусство видеть, искусство чувствовать, искусство думать)...

Основная задача, которая стоит перед учителем музыки – создать условия для формирования функциональной грамотности, создать такую образовательную среду, которая будет этому способствовать и поможет овладению коммуникативной, информационной компетентностями.

Формирование функциональной грамотности — это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность

 И вот поэтому я на уроках использую активные методы обучения.

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Я приведу несколько примеров:



Ассоциативный ряд:
Ученики друг за другом называют  ассоциативные слова, относящиеся к произведению.
На уроке по теме "Музыкальный образ в Грустном вальсе 
Я. Сибелиуса" к слову "Вальс" были подобраны следующие слова-ассоциации: нежность, бал, танцующая пара, танец, любовь, Шопен, выпускной, волшебство и т.д.
Если все слова записать в тетрадь, то дома можно написать  из них мини-сочинение, раскрывающее музыкальный образ произведения.


«Логические цепочки».

Ученики совершают логический переход от одного понятия к другому в 3-4 слова.

Тема" Что значит современность  в музыке". Нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка»-

( современность — жизнь; жизнь — красота; красота — музыка.)

В 5 классе  я давала  задание перейти от слова "Композитор" к слову "Пушкин" (Композитор- музыка, музыка-опера, опера-сказка, сказка-Пушкин). Задание можно выполнять устно или письменно.



"Верные и неверные утверждения".

Ответы на вопросы учителя учащиеся записывают в тетрадях.

При изучении темы " Как музыка в опере помогает почувствовать характер литературных героев?" в 5 классе задаю ученикам вопросы:

- Ария - музыкальное произведение для хора.

- Ансамбли - дуэт, трио, квартет.

- В квартете обычно принимают участие два солиста.

- Речитатив - вокальная речь.

- Вся вокальная музыка в опере написана в стихотворной форме.

- Ария может быть в опере музыкальной характеристикой

 героя

"Найди пару"

Задание  для 5 класса на знание  средств  музыкальной выразительности (соединить стрелками музыкальный термин и его определение).

"Корзина"

При объяснении нового материала использование готовых карточек -терминов, которые ребята находят в общей стопке и выбирают те, которые характерны для темы урока.

Очень близки и   почти неразрывны в моей практике методы "Творческая мастерская композитора", "Метод погружения" и  "Метод моделирования художественно-творческого процесса" .

 


 «Синквейн»
Синквейн - прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии (от французского слова «пять») - это стихотворение, состоящее из 5 строк, используемое для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Правила составления синквейна:
Первая строка - одно слово - существительное, название стихотворения, тема;
 Вторая - два прилагательных, подбираемых в 1 строчке;
Третья - три глагола, подбираемых к 1 строчке;
Четвертая - фраза, выражающая свое отношение к теме, цитата, крылатое выражение, афоризм;
Пятая – слово - резюме, ассоциация к первой строчке, дающее новую интерпретацию темы.
Например:
Музыка
Инструментальная, вокальная
Звучит, играет, слышится
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
Искусство.

Это только маленькая часть из того, что можно использовать во время уроков.
И закончу наш разговор китайской пословицей: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”.












 







4 комментария:

Яндекс.Метрика