Дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на своем блоге! Надеюсь, Вам он понравится и будет интересно!
Онлайн радио #radiobells_script_hash

пятница, 14 января 2022 г.

Приемы и методы развития творческих способностей на уроках музыки


 

Я рада приветствовать всех друзей и гостей моего блога!

Давно я не писала статей по музыкальному воспитанию в современной школе по образовательному предмету «Музыка».

Сначала я хотела опубликовать статью моей коллеги по школе «Развитие творчества у детей начальной школы на уроках музыки», но в ней не хватало практических примеров, и я решила добавить своих методов и приемов, которые использую на своих современных уроках музыки.

        Далее решила посмотреть какие методы и приемы используют учителя музыки  в интернете.

Их оказалось так много, что этому вопросу я решила посвятить серию своих статей.

Давайте разберемся, что такое педагогические технологии, приемы обучения и методы, которые используются для достижения цели деятельности учителя.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Метод — это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач учебного процесса.

В данной статье мы перечислим образовательные технологии, которые используются на современных уроках музыки.

Урок музыки – это постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем. Чтобы это происходило на уроках, необходимо создать атмосферу увлечённости, заинтересованности; музыка должна поселиться в душах наших учеников.

Творческий процесс — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации.

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения.

С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной концепции, которая, в свою очередь, связана с кардинальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Поэтому возникает проблема – изменить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.

А для этого необходимо повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Вот какие технологии мы используем на современных уроках музыки и на других образовательных предметах:

1. Технология развития ассоциативно – образного мышления учащихся. Система работы по данной технологии помогает развить у учащихся ассоциативное мышление, которое, в свою очередь, позволяет непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствует пониманию множественности проявлений мира.

2. Использование технологии проблемного обучения на уроках музыки.

Цель использования:

- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

3. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

4. Технология проектной деятельности создает условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);

-развивают системное мышление.

5. Технология развития критического мышления способствует:

- активизации мышления, повышает мотивацию;

- самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

- самостоятельному нахождению путей решения проблемы, сопоставлению своего мнения с другими, с тем чтобы вынести обоснованное суждение;

- взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки, учит задумываться учеников.

6. Информационно-коммуникативные технологии:

- способствуют активизации мышления, повышает мотивацию;

- способствуют самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

- учат находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

- способствуют взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

– заставляют учеников задумываться.

7. Технология целеполагания предполагает самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности; саморегуляцию волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, к собственным действиям в процессе познания музыки.

8. Использование игровых технологий ведёт к созданию полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности, в которой особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка.

9. Технология обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве — это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.

Технология сотрудничества предполагает переход от педагогики требований к педагогике отношений и основывается на совместной работе учащихся в малых группах, на взаимном обучении.

10. Технология формирования певческой культуры учащихся направлена на формирование певческих умений и навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения музыкального произведения, в результате которого у учащихся происходит развитие певческого голоса, музыкального слуха, чувства ритма, дикции, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, формирование духовной культуры личности учащегося через освоение и исполнение вокально-хоровой музыки.

При использовании современных инновационных технологий в своей работе мы можем получить следующие результаты.

1.      Повышение уверенности обучающихся в собственных силах.

2.      Обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи.

3.      Качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей.

4.      Усиление мотивации на успешную учебную деятельность.

5.      Повышения умения адекватно оценивать себя.

6.      Развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся.

7.      Развитие исследовательских способностей.

8.      Развитие умения мыслить адекватно.

9.      Развитие «чувства локтя», коммуникабельности.

В следующей статье мы продолжим разговор о приемах в работе современного учителя.



 

 

10 комментариев:

  1. Ирина, отличная статья! Сколько же ты просмотрела литературы и просмотрела интернет в поисках нужного, представляю.Ты самый современный учитель музыки! Умница!

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, считаю твою статью интересной и в то же время неомненно полезной для учителя музыки. Всё написано чётко и информативно!Успеха и удачи твоему блогу, пусть его найдут те кто заинтересован чтобы наше музыкальное образование было на высоте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валюша! Очень надеюсь , что этот материал действительно пригодится учителям.

      Удалить
  3. Отличная статья, вот такие учителя музыки нужны в каждом учебном заведении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за теплые слова, но я обыкновенный рядовой учитель, каких много..

      Удалить
  4. Успехов в воплощении задуманного, Ирина!

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина, отличная статья! Как же продуманно все, содержательно и полезно для всех, не только для педагога. Удачи тебе в продвижении музыкального образования детей! Повезло детям, которые учатся под твоим началом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, не знаю. что сказать. Сейчас трудно, поставили нас в тяжелые условия!

      Удалить

Яндекс.Метрика