Я
рада приветствовать всех друзей и гостей моего блога!
Давно я не писала статей по музыкальному воспитанию в современной школе по образовательному предмету «Музыка».
Сначала я хотела опубликовать статью моей коллеги по школе «Развитие творчества у детей начальной школы на уроках музыки», но в ней не хватало практических примеров, и я решила добавить своих методов и приемов, которые использую на своих современных уроках музыки.
Далее решила посмотреть какие методы и приемы используют учителя музыки в интернете.
Их оказалось так много, что этому вопросу я решила посвятить серию своих статей.
Давайте разберемся, что такое педагогические технологии, приемы обучения и методы, которые используются для достижения цели деятельности учителя.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Метод — это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач учебного процесса.
В данной статье мы перечислим образовательные технологии, которые используются на современных уроках музыки.
Урок музыки – это постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем. Чтобы это происходило на уроках, необходимо создать атмосферу увлечённости, заинтересованности; музыка должна поселиться в душах наших учеников.
Творческий процесс — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации.
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения.
С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной концепции, которая, в свою очередь, связана с кардинальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Поэтому возникает проблема – изменить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.
А для этого
необходимо повышение педагогического мастерства учителя путём освоения
современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Вот какие
технологии мы используем на современных уроках музыки и на других
образовательных предметах:
1. Технология
развития ассоциативно – образного мышления учащихся.
Система работы по данной технологии помогает развить у учащихся ассоциативное
мышление, которое, в свою очередь, позволяет непосредственно вовлечь самого
ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствует
пониманию множественности проявлений мира.
2. Использование
технологии проблемного обучения на уроках музыки.
Цель
использования:
- развитие
мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение
учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного
решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном
обучении.
- воспитание
активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать
нестандартные проблемы.
3. Использование
здоровьесберегающих технологий позволяет снимать нервно-психические
перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус
учащихся.
4. Технология
проектной деятельности создает условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и
охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся
пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических
задач;
-приобретают
коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);
-развивают
системное мышление.
5. Технология
развития критического мышления способствует:
- активизации
мышления, повышает мотивацию;
- самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
- самостоятельному
нахождению путей решения проблемы, сопоставлению своего мнения с другими, с тем
чтобы вынести обоснованное суждение;
- взаимоуважению,
поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки, учит задумываться
учеников.
6. Информационно-коммуникативные технологии:
- способствуют
активизации мышления, повышает мотивацию;
- способствуют
самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие
способности;
- учат находить
пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести
обоснованное суждение;
- способствуют
взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляют
учеников задумываться.
7. Технология
целеполагания предполагает самостоятельный выбор целей и способов
решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки; планирование
собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, участия в
художественной и проектно-исследовательской деятельности; саморегуляцию волевых
усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением
музыкальных сочинений на уроке, к собственным действиям в процессе познания
музыки.
8. Использование
игровых технологий ведёт к созданию полноценной мотивационной основы
для формирования навыков и умений деятельности, в которой особенно полно и
порой неожиданно проявляются способности ребенка.
9. Технология
обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве — это совместное
(поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают
вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в
уже готовом виде.
Технология
сотрудничества предполагает переход от педагогики требований к педагогике
отношений и основывается на совместной работе учащихся в малых группах, на
взаимном обучении.
10. Технология
формирования певческой культуры учащихся направлена на формирование
певческих умений и навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и
осмысленного исполнения музыкального произведения, в результате которого у
учащихся происходит развитие певческого голоса, музыкального слуха, чувства
ритма, дикции, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления,
формирование духовной культуры личности учащегося через освоение и исполнение
вокально-хоровой музыки.
При использовании
современных инновационных технологий в своей работе мы можем получить следующие
результаты.
1. Повышение уверенности обучающихся в
собственных силах.
2. Обеспечение механизмов критического
мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи.
3. Качественное усвоение знаний, развитие
интеллекта и творческих способностей.
4. Усиление мотивации на успешную учебную
деятельность.
5. Повышения умения адекватно оценивать себя.
6. Развитие познавательных интересов и
творческой активности обучающихся.
7. Развитие исследовательских способностей.
8. Развитие умения мыслить адекватно.
9. Развитие «чувства локтя»,
коммуникабельности.
В следующей статье
мы продолжим разговор о приемах в работе современного учителя.
Ирина, отличная статья! Сколько же ты просмотрела литературы и просмотрела интернет в поисках нужного, представляю.Ты самый современный учитель музыки! Умница!
ОтветитьУдалитьСпасибо за теплые слова.
УдалитьИрина, считаю твою статью интересной и в то же время неомненно полезной для учителя музыки. Всё написано чётко и информативно!Успеха и удачи твоему блогу, пусть его найдут те кто заинтересован чтобы наше музыкальное образование было на высоте.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Валюша! Очень надеюсь , что этот материал действительно пригодится учителям.
УдалитьОтличная статья, вот такие учителя музыки нужны в каждом учебном заведении.
ОтветитьУдалитьСпасибо за теплые слова, но я обыкновенный рядовой учитель, каких много..
УдалитьУспехов в воплощении задуманного, Ирина!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
УдалитьИрина, отличная статья! Как же продуманно все, содержательно и полезно для всех, не только для педагога. Удачи тебе в продвижении музыкального образования детей! Повезло детям, которые учатся под твоим началом!
ОтветитьУдалитьСпасибо, не знаю. что сказать. Сейчас трудно, поставили нас в тяжелые условия!
Удалить