Дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на своем блоге! Надеюсь, Вам он понравится и будет интересно!
Онлайн радио #radiobells_script_hash

суббота, 29 января 2022 г.

Приемы и методы развития творческих способностей на уроках музыки


 

Я рада приветствовать всех друзей и гостей моего блога!

 В предыдущей статье мы с вами вели разговор о методах обучения, применяемые на уроках музыки и на других образовательных предметах.

Сегодня мы с вами поговорим о приемах, которые используются на уроках музыки, чтобы достичь поставленной цели на уроке.

Давайте вспомним что такое прием в обучении:

Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Зв время работы в школе, каждый преподаватель создает свою копилку методических приемов, которые он использует на своих уроках.

 В начальной школе я очень люблю использовать на уроках «Музыкальную разминку», для развития музыкального слуха, ритмического слуха, звукообразования, дикции.

Для этого мы поем, используя ручные знаки (методика Г. Струве); ритмическое эхо, часто ученики сами выступают в роли учителя и уже ученики класса за ним повторяют ритм, который им предложили; используем в работе упражнения по фонопедической методики развития голоса


В. В. Емельянова; проговариваем скороговорки, для развития дикции. Но есть маленький секретик, во время работы над скороговоркой мы показываем на ладошке пальчиком каждый слог, а где согласная, над которой мы работаем у нас у нас пальчики бегают по ладошке. Таким образом мы утрируем проговаривание этого звука и т.д.



В старшей школе при проведении моно уроков (где работаем над одним музыкальным произведением), для создания музыкального образа я использую живую картину, которую ученики сами придумывают в соответствии музыкального образа.

 Но естественно – это маленькая толика того, что я применяю на уроке.

При работе над статьей я нашла столько прием, что мне кажется их всех нельзя перечислить, но я поделюсь самыми интересными приемами с вами, дорогие друзья.

Ну, а теперь копилка интересных приемов наших коллег:

Прием «Ассоциативный ряд»

К теме урока дети называют слова — ассоциации. (Тема урок: "Балет")
балерина
оркестр
танец
театр
музыка
Учитель: давайте дадим определение понятию балет.

Прием «Ассоциативный ряд» (наоборот).

Учитель выписывает ассоциативный ряд к теме или понятию урока, дети угадывают загаданное понятие или тему.

Пример 1. Учитель выписывает на доске слова:
спектакль
декорации
хор
оркестр
солист
Учитель: Посмотрите на слова, выписанные на доске, все они связаны с темой сегодняшнего урока назовите её. (Тема урока: "Опера".)
Учитель: дополните ассоциативный ряд.

1.      «Синквейн».

Синквейн - прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии (от французского слова «пять») - это стихотворение, состоящее из 5 строк, используемое для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Правила составления синквейна:
Первая строка - одно слово - существительное, название стихотворения, тема;
Вторая - два прилагательных, подбираемых в 1 строчке;
Третья - три глагола, подбираемых к 1 строчке;
Четвертая - фраза, выражающая свое отношение к теме, цитата, крылатое выражение, афоризм;
Пятая – слово - резюме, ассоциация к первой строчке, дающее новую интерпретацию темы.

Прием “музыкальная палитра”.

Палитра - наглядная представленность всех возможных элементов музыкальных средств (композиционных, выразительных, ценностно-смысловых). Слушая произведение, дети сами составляют музыкальные палитры (индивидуальные, коллективные).

Прием «Составление кластера».

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся в разные стороны.



Прием «Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки.

Прием «Бумажный мячик» - можно скатать из бумаги (газеты) плотный бумажный мячик и, задавая вопрос, кидать его, например, ученику, а тот, отвечая, возвращает его учителю или кидает тому, кто знает ответ .

Прием “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

«Фишбоун» (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Модуль «фишбоун» позволяет кратко изложить размышления на поставленный вопрос, наглядно представить путь рассуждений, учит кратко излагать свои мысли.


Прием «Древо предсказаний» применяется на уроках критического

Мышления. Стратегия приема позволяет развивать образное мышление,

Соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому вопросу.

Алгоритм работы с приемом

На доске прикреплен силуэт дерева:

Ствол дерева – это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предлагают множество решений.

Ветви дерева — это варианты предложений, которые предлагают множество решений.

«Возможно…», «Вероятно…», Количество ветвей не ограниченно.

Листья дерева - обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

На уроке этот прием применяется на стадии вызова и анализируется несколько размышления или рефлексии.


Прием «Играем в оркестр»

Методика и техника игры при прохождении темы «Оркестр и его виды» или при роли значения определенных групп инструментов для создания образа или драматургии музыкального произведения.

Игра-драматизация даст возможность учащимся войти в роль музыкантов-исполнителей оркестра.

Знакомя учеников с оркестром, учитель вводит ряд понятий: партитура, оркестровая партия.

Учитель рассаживает класс в том порядке, в котором располагаются музыканты оркестра.

Задача каждого ученика – слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте.

Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии.

Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.

 Я еще раз повторяю, что это только малая часть приемов, которые я нашла. А предложила вам самые доступные для проведения их во время урока и которые не требуют большого количества времени на его применение.



Важно помнить, что все приемы и методы должны способствовать созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик - не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока. Благодаря новым приема и методам, ученики думают, рассуждают, делятся своими мнениями.

Дорогие коллеги, я предлагаю вам поделиться еще своими интересными методами, прокомментировать и высказать свое мнение по поводу статей и предложить что-то новое. Которое всем поможет в нашей не легкой творческой работе на современномуроке музыки.

Успехов Вам в работе!



6 комментариев:

  1. Интересная статья, спасибо автору!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, я рада, что вам понравилась!

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина, до чего интересная статья! Так много нового для себя узнаешь. А ребятам, уверена, очень интересно заниматься с таким учителем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я обыкновенная! И у меня тоже пдчас не все получается, НО СТАРАЕМСЯ!

      Удалить
  4. Ответы
    1. Я рада, что могу просветить и людей, далеких от педагогики! Спасибо!

      Удалить

Яндекс.Метрика