Дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на своем блоге! Надеюсь, Вам он понравится и будет интересно!
Онлайн радио #radiobells_script_hash

пятница, 3 января 2020 г.

Принципы театральной педагогики на уроке искусства





Рада приветствовать всех друзей и гостей моего блога!

Сегодня мы поговорим с вами о принципах театральной педагогики на уроке искусства.



Мы с вами будем говорить о театральной педагогике для педагогов образовательной области “Искусство” и это будет интересно и актуально на наших современных уроках в общеобразовательной школе. Потому что “театральная педагогика” - это, прежде всего “как”, а не “что”. Но сначала - небольшое отступление.

Представьте себе, что вы проснулись после кошмарного сна в полной темноте и совершенно не понимаете, где вы находитесь. И только-только вы начинаете шевелить рукой, чтобы потрогать, что там, рядом с вами, как строгий сухой голос командует: “Не шевелитесь! Лежите смирно и слушайте. Я расскажу вам, где вы находитесь и что вас окружает.” И вам действительно рассказывают. Но любое ваше движение строго пресекается. А кругом - непроглядный мрак. Какая картина мира возникает в вашем воображении? Согласитесь, что жутковатая.

Из кромешной тьмы на вас плывут искаженные и расплывающиеся очертания бестелесных предметов. Они возникают в хаотичном порядке, неосязаемые, невесомые, не имеющие вкуса и не издающие запаха. Они не заполняют собою пространство, и в то же время могут появиться неожиданно в любой его точке. Фантастический, нереальный и фрагментарный мир.

Как вы догадываетесь, это именно тот мир, который должен возникнуть в воображении школьника, ученика, при традиционной системе преподавания.

Ученик неподвижно сидит за партой и слушает. Он должен сидеть смирно и верить, что мир именно таков, как ему о нем рассказывают. Он не может потрогать и понюхать цветок или попробовать на вкус плод, о котором ему рассказывают на уроке биологии. Он не может сам испытать ощущение скорости или силу трения, когда ему рассказывают о них на уроке физики. 

И на каждом уроке он слышит о каких-то новых явлениях, которые совершенно оторваны друг от друга, неосязаемы, а потому и мало реальны. Страшный, чужой, фрагментарный мир.


Современные уроки образовательной области “Искусство” задуманы так, чтобы собрать воедино разорванную картину мира, чтобы помочь юному человеку ощутить теплоту этого мира, чтобы помочь ему найти собственное место в этом цельном, многокрасочном и гармоничном мире. Однако, возникает серьезное противоречие между задачами и средствами исполнения. Казалось бы, само собою разумеется, для того, чтобы помочь человеку познать цельную картину мира, нужно позволить ему целостно включиться в процесс познания. 

Его тело, душа и интеллект должны участвовать в этом процессе на равных правах. Все шесть чувств должны быть подключены к этому процессу. Познаваемое должно запечатлеваться в мышечной памяти, в ощущениях вкуса, обоняния и осязания так же активно, как в абстрактных понятиях. Только тогда возникнет яркий и целостный образ. Но на деле на уроках искусства, так же, как и на всех прочих школьных уроках, чаще всего мы предлагаем детям усваивать информацию, а не воспринимать целостные образы. И эту информацию мы предлагаем усваивать прежде всего на слух. 

Можно, разумеется, возразить, что на уроке ИЗО ребенок не только слушает, но и сам творит, что на уроке музыки он поет, что на МХК смотрит картины и слушает музыку. Однако, будем честны, 90% времени ребенок все-таки неподвижно сидит или стоит, даже если поет и рисует. Его тело ограничено в своих познавательных возможностях, а механическая память и интеллект бесконечно перегружены.

Давайте вдумаемся в простые факты. Что за образование получил цвет русского дворянства в лучшем российском учебном заведении - лицее? 

 Они, конечно, больше чем  современные школьники занимались языками и древними культурами. И лицеисты не были среднестатистическими школьниками, хотя и сегодня программы гуманитарных лицеев так же включают языки и древние культуры в значительном объеме, но... 

А если говорить о программе в целом, то она по объемам информации приблизительно равнялась программе нашей, средней школы (5 - 8 классы). И притом, кроме занятий за партой - прогулки, танцы, фехтование и другие разнообразные физические упражнения далеко не раз в неделю по одному часу. И еще коллективные игры, и творческие дела: издания журналов, дни французского языка и т.д. 

И что же? Все избранные ученики земли Русской успевали усвоить все объемы предложенной информации? 

Мы прекрасно знаем, что ничего подобного не было. У Пушкина, например, был “0” по математике. И никого этого, кстати, особенно не волновало.


А от сегодняшнего среднестатистического школьника требуют освоения гораздо больших объемов информации, ограничивая его при этом в движении, игре и возможностях индивидуального выбора. Нельзя требовать с учеников больше того,  с чем он может справиться.  

А между тем, психологи, антропологи и историки объясняют, что наш мозг ничем не отличается от мозга наших предков, тех “Homo sapiens”, которые начали осваивать этот мир около 40 тысяч лет назад. Возможности интеллекта и памяти отнюдь не изменились. А вот нагрузка них непомерно увеличилась.

И тут возникает еще один парадокс. Наши далекие предки, не владевшие и сотой долей той информации, которой мы обладаем сегодня, открыли почти все фундаментальные законы мироздания. Мы и сегодня опираемся на те знания, которыми владели мудрецы первых цивилизаций. Жизнь отдельного человека подобна в этом плане жизни всего человечества. 

Фундаментальные законы жизни мы познаем в первые годы нашей жизни, когда значительные объемы информации для нас совершенно не доступны. Ни у архаического человека, ни у младенца не возникает информационной и интеллектуальной перегрузки, и при этом он умудряется освоить сложнейшие законы бытия и воссоздать в своем сознании целостную и гармоничную картину мира. 

Почему? Каким образом? 



Ответ очевиден. Малыш и наш далекий предок постигают мир целостно: он узнает его на ощупь, вдыхает и пробует на язык. Тело и душа собирают и запечатлевает информацию, эта информация отливается в целостный образ, и только потом разум, интеллект осознают, анализируют этот образ, эту целостную реальность. 

Познавательные нагрузки равномерно распределяются между всеми механизмами познания, заложенными в человеке. Познание протекает тем естественным путем, который был определен человеку природой или Богом. Это целостное образное познание.

Именно такой путь познания предлагает театральная педагогика. Собственно, само понятие “театральная педагогика” весьма условно. Педагоги театральных ВУЗов подразумевают под этими словами систему воспитания актера. Руководители театральных студий - воспитание ребенка средствами театрального искусства. Мы же подразумеваем нечто иное, и будем раскрывать этот термин более широко.

Продолжение следует.

4 комментария:

  1. Статья интересная и актуальная в нашей современной школе. Спасибо Ирина за такую познавательную статью.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. У каждого человека есть свое мнение и я рада, что оно у вас есть. Но хочу заметить, что искусство - это мощная сила сделать человека лучше.

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика