Дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на своем блоге! Надеюсь, Вам он понравится и будет интересно!
Онлайн радио #radiobells_script_hash

пятница, 4 июня 2021 г.

Клиповое мышление на современных уроках музыки


 Я рада приветствовать всех друзей и гостей моего блога!

Я продолжаю серию статей по клиповому мышлению у детей, сегодня заключительная статья. 

Клиповое мышление современных детей ставит преподавателя, то есть нас, в совершенно другие условия подачи материала учащимся на уроке, как нам заинтересовать ребенка, чтобы он сумел его усвоить.

Нам следует понять, чего следует опасаться, а что можно взять полезного на вооружение.

 Вот сегодня мы с вами и попробуем разобраться, в чем для нас современных учителей музыки поможет клиповое мышление. 

На уроках музыке в 6 классе мы изучаем тему «Музыкальный образ». Во время урока мы постоянно выявляем, что такое образ (музыкальный образ — это наши представления, выраженные языком музыкальных звуков), для его выявления мы как раз и используем такие качества клипового мышления, как ассоциативность и образность. Несмотря на то, что мы используем эти качества (в детях они заложены через любимые ими игры, в которые они играют целый день) – отсюда говоря о музыке героического, боевого характера у них сразу появляется образ их игр с боевыми действиями. 

И здесь нам может помочь такая характерная особенность клипового мышления школьников как фрагментарность, готовность к высокой скорости получения информации. Здесь можно использовать как смену деятельности на уроке показ видео ролика с ассоциативным рядом картинок близких к образу музыкального произведения (но мы должны помнить о том, что у каждого ребенка возникает свой музыкальный образ).

После этого можно применить такую технологию, как, «Ассоциативный ряд».

К прослушанному музыкальному произведению на уроке нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание обозначить тот музыкальный образ, который получился после общего обсуждения его учениками.

А для закрепления пройденного материала, можно провести синквейн на тему урока.

 Конечно, это только один из способов использования клипового мышления во благо учеников на уроке.


Клиповое мышление помогает в работе над песенным материалом: когда дети поймут, о чем песня (через образы, анализ…) дети уже совсем по-другому начинают исполнять песню – осознанно!

В своей работе я использую уроки-презентации, в которых короткие фразы, емкая информация, содержание ярких иллюстраций, визуальных рядов, кинофрагментов, аудиофайлов помогают удерживать внимание учащихся, развивать интерес к многогранному миру музыкальной культуры и использовать немногочисленные плюсы клипового мышления во благо школьников с целью повышения качества знаний.  

 Я хочу поделиться с вами еще приемами работы на уроке, которые помогут вам использовать клиповое мышление наших учеников:

  - «Ромб ассоциаций» Применяется при анализе музыкального произведения на основе ассоциаций. 

Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается название произведения. Слева – характерные черты и образы для композитора, который написал данное произведение, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие после прослушивания этого музыкального произведения и пропущенные через собственные чувства.

- «Корзина идей, понятий, имен». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

- «Вопрос к музыкальному произведению». Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу. Перед изучением произведения ставится задача: составить к нему список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.


Клиповое мышление в условиях современного времени – это защитный механизм, позволяющий отфильтровывать необходимое из общего потока информации, которая окружает детей каждый день.

Возникает опасение, что носители клипового мышления будут вытеснены на положение проигравших в современном мире.

Но, в учебном процессе в школе на уроках музыки, так и во время других учебных дисциплин, мы стараемся научить учеников  логическому мышлению. Учим их выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления.

Сегодня я рассказала немногие, но действенные приёмы, формирующие мыслительные процессы учащихся с «клиповым мышлением» на современных уроках музыки.

Можно ругать школьника сколько угодно, только его образно-эмоциональное мышление от этого лучше не станет, не превратится в понятийно-логическое и думать по-другому он не сможет, пока мы, учителя, его не научим.




10 комментариев:

  1. Ирина, в статье очень полезный материал для педагогов, преподающих музыку. И хоть я и не педагог, но думаю, что такие уроки ребятам только на пользу и лучшее восприятие музыки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентина! Этот цикл статей написан не только для учителей, но и для родителе, бабушек и дедушек, чтобы они понимали, что происходит с детьми в современном мире.

      Удалить
  2. Интересно было узнать про клиповое мышление. Спасибо, Ирина!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина! Я буду очень рада если вы узнали, что-то новое почему наши дети себя так ведут и нам подчас не понять их.

      Удалить
  3. Хоть я и не педагог, но у меня пятеро внуков и кое что я извлёк из статьи и для себя. Спасибо, Ирина!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий! Я очень рада, если вам моя статья поможет в том, чтобы понять своих детей.

      Удалить
  4. Статья полезна, особенно для тех, кто действительно занимается воспитанием.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Ирина, за этот пост и продолжение интересной и важной темы! С большим интересом продолжаю читать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина! Я буду рада. если эта статья вам пригодиться!

      Удалить

Яндекс.Метрика