Я рада приветствовать всех друзей и гостей моего
блога!
Сегодня мы продолжаем разговор о функциональной грамотности в образовании.
«Скажи мне, и я
забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская
пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы:
стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы
воображения; развивать у учащихся умение применять и интерпретировать
информацию, а не просто заучивать ее.
Функциональная
грамотность является важной государственной задачей при формировании
практико-ориентированного подхода к обучению.
Функционально
грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений.
- Проще сказать, что функционально грамотная личность – это человек: ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя, своих близких;
- обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
- для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
понимающий, что
жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать
общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать,
существуют и другие, которые так же имеют право на существование;
хорошо владеющий
устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
владеющий
современными информационными технологиями;
обладающий набором
компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.
Таким образом,
функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его
деятельность с использованием печатного слова в быту.
Основные
направления формирования функциональной грамотности:
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
Рассмотрим
индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:
Общая грамотность: написать
сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая
затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить
какие-либо анкеты, бланки.
Читательская
грамотность
БАЗОВЫЙ НАВЫК
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Читательская
грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение
извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении
учебных, учебно- практических задач и в повседневной жизни».
Читательская грамотность
включает:
1. понимание
прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их
на себя, в сферу личного сознания);
2. использование
информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных
ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества).
Глобальная
компетентность
– это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с
разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на
восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в
открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного
культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому
достоинству.
Компьютерная: искать
информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и
распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать
графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных
ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за
экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье;
вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и
отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др.
печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из
СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки;
анализировать числовую информацию.
Информационная
грамотность – одна из важнейших составляющих умения учиться.
Коммуникативная: работать в группе,
команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего
настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям,
организовать работу группы.
Владение
иностранными языками:
перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем
городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов
бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные
бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать
продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах);
планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные
технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в
незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Правовая и общественно-политическая
грамотность:
отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях
Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между
уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и
сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Социальная
грамотность.
Интегративные
компоненты функциональной грамотности.
•готовность успешно
социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным
социальным ситуациям, в том числе экстремальным;
•способность
предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать
ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний,
интересов и свое развитие;
•совокупность
способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой
готовности;
•наличие качеств
личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение,
целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
Формирование
функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя
использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы,
мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
Функциональная грамотность - индикатор общественного благополучия.
«Функционально
грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений»
Ирина, статья просто класс! Актуальна во все времена и полезна для прочтения и размышления абсолютно всем, не только ученикам. Спасибо за прекрасную подачу материала!
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное!
ОтветитьУдалитьИнтересная статья, Ирина!
ОтветитьУдалитьСтатья интересная и познавательная!
ОтветитьУдалить